Логотип

Информация

Отдел Образования

ФИПИ

Комитет по делам молодежи

Министерство образования Рязанской области

Здоровая РОССИЯ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

 


10 ПРАВИЛ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Каждый ребёнок – это личность. Помогите ему стать самим собой, не пытайтесь сделать из ребёнка вашу копию.
2. Наверняка найдётся дело, с которым ваш ребёнок справляется лучше всего, похвалите его за то, что он знает и умеет, никогда не ругайте за то, что умеют другие. Не сравнивайте его успехи с успехами других детей.
3. Исключите из своего словаря такие фразы, как «Я старался, а ты…», «Я болею, а ты…» Этим вы шантажируете своих детей и вызываете у них необоснованное чувство вины.
4. Ребёнок должен чувствовать вашу защиту в любой ситуации. Не отчитывайте своих детей при посторонних людях. Проведите беседу наедине, без свидетелей.
5 Ваш голос, ваше отношение, ваши требования и ожидания – это то родительское «Я», которое всю жизнь будет выполнять роль «совести» и станет «внутренним критиком» для вашего ребёнка. Будет ли этот критик поддержкой или инквизитором, зависит от вас.
6. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще, называйте его ласковым именем, рассказывайте сказки, читайте, и пусть в вашем голосе звучат нежность и доброта.
7. Иногда ребёнка достаточно погладить по волосам, поцеловать или просто взять за руку, чтобы он перестал капризничать. Прикосновения и объятия стимулируют физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Любви мало не бывает, в любом возрасте ребёнку хочется получать ваше внимание – от крепких объятий до нежных прикосновений.
8. Разговаривайте с ребёнком, глядя ему в глаза на его уровне. Никогда не обращайтесь к ребёнку, отвернувшись от него или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите к нему и скажите то, что хотите.
9. Физические наказания способны привести к нарушению отношений с родителями и искажению самооценки ребёнка. Взрослые могут найти множество возможностей воздействия на ребёнка, не прибегая к физическим наказаниям.
10. Главное: не существует идеальных родителей. В общении с ребёнком не может быть запрещённых эмоций. Важно, чтобы ребёнок чувствовал, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Семейное воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне. Для того чтобы процесс семейного воспитания был наиболее эффективен, необходимо владеть объективной информацией о развитии семьи и изучить этот социальный институт, применяя и примеряя полученные знания на себя и свою семью.

Журнал «Школа современных родителей», № 1, 2018 год

 

ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО?

О радостях и трудностях современного родительства рассказывает cемейный психолог, автор книг ЛЮДМИЛА ПЕТРАНОВСКАЯ.

– Быть родителями в современном мире стало сложнее. Почему?
– В плане быта сейчас проще. Но, с другой стороны, много сил отнимает решение организационных вопросов. Представления о том, до какой степени за ребёнком нужно присматривать и как именно нужно обеспечивать его безопасность, сильно изменились. Это в моем детстве детей с пяти лет отпускали гулять во двор и звали домой только с наступлением сумерек. А сегодня невозможно себе представить, чтобы в большом городе родители позволили такую самостоятельность даже 10-летнему школьнику. Хотя на самом деле мегаполисы могут и не быть такими опасными, какими мы их себе представляем. Расстояния тоже увеличились, приходится тщательно продумывать трансфер. А дополнительные хлопоты могут сильно осложнять жизнь.
– Такое ощущение, что от всех этих обязанностей ещё и очень устаешь.
– Это как раз уже психологический аспект свершившихся изменений. Сейчас мы рожаем одного-двух детей и относимся к ним как к главным «инвестиционным» проектам своей жизни. Все мы хотим, чтобы ребёнок непременно стал успешным и чтобы мы им гордились. Но все люди разные, и не факт, что эти наши «пожелания» совпадут с его врожденными характеристиками.
– Разве это не печальный удел родителей во все времена?
– Случаев, когда ребёнок становился главным центром жизни родителей, в прошлые времена было крайне мало. Сейчас это встречается сплошь и рядом. В результате тревога родительская растет. Появляется завышенная требовательность к себе и к ребёнку, страх разочароваться в нём, боязнь совершить ошибку: не так воспитать, чего-то недодать. Сильно давят на родителей и социальные установки. Общество ждет, что мама и папа сделают ребёнка успешным и обязательно счастливым. Мало кому в голову приходит, что это противоречивые требования. По сути-то мы хотим, чтобы наш ребёнок учился так же усердно, как китайский, а счастливым и уверенным в себе был бы, как американский.
– Но достижим ли такой идеал в реальности? В соцсетях пишут, что точно да.
– Соцсети усиливают общественное давление. Мы часто забываем, что в эти каналы связи попадает хорошо отфильтрованная информация. Родители показывают друг другу идеальную картинку. И у каждого складывается впечатление, что у всех дети как дети, а у нас «непонятно что». Одни разочарования.
– Зато насладиться материнством и отцовством нам обещают сторонники осознанного родительства… ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО?
– РОДИТЕЛЬСТВУ СТОИТ УЧИТЬСЯ. Значение методик раннего развития очень преувеличено. Любые знания, если их не поддерживать, у маленьких детей очень быстро выветриваются. А вот приобретенные моторные навыки остаются на всю жизнь. Дошкольника лучше учить не читать и писать, а плавать, кататься на велосипеде, на лыжах или на коньках. Осознанное родительство подразумевает тотальную включенность в процесс воспитания. В каком-то смысле этот модный тренд придумали не от хорошей жизни. Ведь когда родителю легко? Когда всё, что он делает, он делает, не задумываясь. На автопилоте. Как все предыдущие поколения, как это продолжают делать животные. Ведь на самом деле чисто родительская функция по выращиванию потомства не требует никаких особых усилий и дополнительных раздумий. Раньше так и было. Если девочка росла в большой полусемье-полуобщине, то к тому моменту, когда у нее самой появлялись дети, она успевала перенянчить десять, а то и двадцать младенцев. И все приемы, как ребёнка успокоить, накормить, уложить спать, были миллион раз отработаны на практике. Ясно, что ни думать, ни переживать, ни сомневаться ей особо не приходилось.
– Нам мешает только отсутствие «автоматических» навыков?
– Действовать на автопилоте можно лишь в двух случаях. Если нас самих устраивают те методы воспитания, которые применяли наши родители, и если мы продолжаем жить в тех же обстоятельствах, в той же среде и с теми же общепринятыми установками, что и они. Но воспитательными методами своих родителей довольны не все. И жизнь сильно изменилась. Поступать, как мама, уже не получается. Приходится искать свой, новый путь.
– В чём мы сомневаемся больше всего?
– Мы сомневаемся во всём. Многие родители раздумывают над каждым своим словом и поступком, которые так или иначе касаются ребёнка. Причем я говорю не о каких-то глобальных вещах, хотя сомнений и тут предостаточно (делать прививки или нет? отдать в сад или подождать?), а о повседневных задачах. «Вот он просит конфетку – дать сейчас или не надо? Хочу его потискать – хорошо это или плохо? А если макароны на ужин сварю – это как, совсем ужасно будет?» Сомневаться приходится в режиме нон-стоп. Проблема в том, что процесс беспрестанного обдумывания каждого решения, в отличие от режима работы на автопилоте, требует включения всех отделов мозга. А мозг – один из самых энергозатратных органов. Ресурсы быстро иссякают, отсюда и ощущение усталости, чувство не только моральной, но и полной физической опустошенности.
– Не сами ли мы в этом виноваты?
– Наша жизнь действительно очень быстро сегодня меняется. И мы, правда, растим детей в совершенно иных обстоятельствах, чем росли мы сами. Но мы должны помнить, что к излишним переживаниям на эту тему, к чрезмерной невротизации процесса нас толкают именно эти объективные обстоятельства и наша ответственность, желание хорошо позаботиться о своем ребёнке. Тут нет ничьей вины. Времена не выбирают. Хотя всё-таки мы склонны преувеличивать наше влияние на характер и судьбу ребёнка. Это тоже мешает. Ведь мы чего боимся? «Не то скажу – травма будет на всю жизнь», «Этого не сделаю – вырастет простофиля», «После трёх лет ведь поздно будет!»
– А все-таки поздно не будет?
– Откуда вообще взялась фантазия, что воспитание детей – это простой алгоритм: сделай раз, два, три – и получишь результат? Человек – система сложная. Очень много факторов на нас влияет. Никто не может вам сказать, что если наказывать ребёнка, то всё будет с ним хорошо, а если не наказывать – обязательно плохо. Или наоборот.
– Детские психологи, например, любят вперед заглядывать…
– Один из факторов, повлиявших на невротизацию родителей, – это лавина психологических знаний. Мой призыв к родителям: относитесь критично ко всему, что вы читаете. Это всё чьи-то домыслы. Они когда-то могут быть точным попаданием, кому-то могут быть полезны. Но ни в коем случае не нужно считать, что это научно доказанная и универсальная истина. Не нужно ребёнка заставлять. Во всём, что касается развития, гораздо важнее оставлять двери открытыми. Пусть он год позанимается музыкой и запомнит, как ему было весело. Если захочет, он потом к этому ещё вернется. Да, он не станет профессиональным пианистом, но, поверьте, детей, которые влюблены в музыку, заставлять не приходится. Когда нет уверенности в том, что ты делаешь, даже полярные мнения становятся для нас в некотором роде равноценными. И в ситуации мучительного выбора мы постоянно нервничаем. Но надо понять, что психология, если говорить про глубинную психологию, про становление личности, про то, как влияет воспитание на нашу дальнейшую жизнь, не получила ещё статус науки с достоверными знаниями. Всё её содержание – это чьи-то представления, концепции, иногда вовсе фантазии. Один психолог говорит: «Я так вижу!» Потом получает статус мэтра. Его начинают слушать, и ему начинает казаться, что он отыскал истину. А дальше он замечает её где надо и где не надо. В этом смысле любую проблему в поведении ребёнка можно объяснить ошибками, которые в свое время совершили родители. Маму с папой всегда можно призвать к ответу задним числом. Это дело навыка и определенного уровня вербальной одаренности. И, конечно, неспециалистов такие фокусы гипнотизируют.
– Как тогда сохранить критичность?
– В области версий, теорий, предположений всё равно нет другого варианта, кроме как думать и слушать прежде всего себя и внимательными быть к своим отношениям с детьми. Первое, что надо понять: нет никакого абстрактного ребёнка вообще. Есть только ваши дети. И они тоже все разные. Что-то будет подходить одному, а другому – нет, что-то будет близко или не близко вам. Второе: нет никаких универсальных рекомендаций. Когда меня просят их дать, я отвечаю: «Не бейте детей по голове!» Для этого не нужен психолог, достаточно Уголовного кодекса.
– А что самое главное в воспитании? Это Вы можете рассказать?
– Я могу только на метауровне дать советы. Смотрите на своего ребёнка. Старайтесь понять, какой он у вас, какие у него особенности. Смотрите на себя. Пытайтесь разобраться, какой вы человек. И смотрите не только на поведение ребёнка, а на то, что происходит с вашими отношениями. Отношения важнее поведения. Отношения – это то, с чем вам жить годами, а поведение сегодня такое, а завтра другое. Нет смысла портить отношения с подростком, который сейчас переживает непростой период. Потому что завтра он возьмется за учебу, а вы за то время, пока он три раза прогулял школу, можете так всё испортить, что потом не починишь.
– Многие родители практикуют либеральный подход, потому что не хотят подавлять свободу воли у ребёнка. Это правильно?
– Позиция: «Мне ничего не разрешали – я разрешу всё!» – это не выход. Важно понять, что отношения между ребёнком и родителями от природы иерархичны. Нужно не бояться проявлять авторитет и ставить границы. Говорить о свободном выборе в полном смысле слова можно не раньше завершения подросткового периода. А до тех пор ребёнок только учится выбирать, постепенно расширяя сферу своей свободы. Родители же всегда действуют из лучших побуждений. Взять хотя бы раннее развитие. Просто приходится записывать ребёнка в десять кружков, чтобы он от сверстников не отстал! Безусловно, пример других на нас влияет. Наша задача – это влияние отслеживать и не быть его рабами. Многие подростки сегодня вообще ничего не хотят: ни учиться, ни работать. Каждый раз, когда я разговариваю с родителями таких детей, выясняется, что с ранних лет было очень много кружков и секций, и обязательно чтение с пяти лет, и английский с рождения. «Он у нас такой талантливый! Мы хотели дать ему всё самое лучшее!» Дали.
– Получается, делать вообще ничего не нужно?
– Хотя нам предлагают относиться к детям как к инвестиционному проекту, важно помнить, что ребёнок – это отдельный человек. Мы как родители должны создать благоприятные условия для его развития. Что сюда входит? Да ничего особенного на самом деле. Мы должны обеспечить его физическую и психологическую безопасность, общаться с ним, поддерживать его и давать ему возможность познавать окружающий мир – водить его в музеи, зоопарки, брать с собой в отпуск или в путешествия. И, собственно, всё. Больше ничего специального для развития ребёнка делать не нужно.

Журнал «Школа современных родителей», № 1, 2019 год

 

ВАШ БУДУЩИЙ ПОДРОСТОК:
ЧЕМУ ВАЖНО НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДО 13 ЛЕТ

Ситуация с коронавирусом значительно увеличила количество времени, которое наши дети проводят с нами. Парадокс в том, что повышенное родительское внимание традиционно направлено на дошколят и младших школьников. Команда Национальной родительской ассоциации #НРА убедительно просит родителей обратить особое внимание на подростков! Само слово это созвучно слову «росток», олицетворяющее что-то нежное, ранимое. Несмотря на всю кажущуюся взрослость и самостоятельность, именно подростки нуждаются в нашем внимании, но внимании очень деликатном. Дорогие родители, прививайте детям полезные навыки, пока это возможно, потому что, когда ребёнок переходит в стадию подростка, привить новые навыки намного сложнее. Подросток – это ходячий клубок противоречий и хаоса в голове. Избавьте его в это нелёгкое для него время от воспитательных нотаций. И жизнь в семье станет спокойней и гармоничней. В 13 лет начинается подростковый возраст. На этом этапе дети взрослеют, у них появляются свои взгляды на жизнь. К непростому возрасту бывшим малышам следует быть готовыми. Чтобы им легче было адаптироваться и пережить подростковый кризис, им стоит освоить некоторые навыки.

1. Планирование времени. До подросткового возраста вы можете помогать ребёнку: будить его и собирать в школу. Но потом вам нужно подготовить его к тому, что эта ответственность ляжет на его плечи. Дети такого возраста уже в состоянии сами встать и подготовиться к школе без посторонней помощи. Обучение управлением временем – это непростой аспект. Позвольте детям хоть раз испытать последствия собственных действий, когда они проспят и не попадут в школу или на тренировку. В итоге учитель будет зол, тренер накажет за нарушение дисциплины. Это совсем будет совсем не похоже на то ощущение, когда ругают родители. Такой жизненный урок будет более сильным.
2. Принятие решений. Ребёнок должен научиться выбирать из нескольких вариантов, принимать решения и прогнозировать результат. Научите его говорить «нет», когда в этом есть надобность. Вы ведь не хотите, чтобы малыш превратился во взрослого, на котором все ездят. Конечно, помогать окружающим нужно, но не когда это в ущерб себе. Также он должен понимать и принимать разные мнения, а не верить в то, что есть только его мысль и неправильная.
3. Вежливое общение. Если подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, он должен говорить со старшими уважительно. Кажется, что в таком возрасте невозможно научить бунтаря правилам общения. Но это не так, главное – правильный подход. Не поучайте, а покажите, как нужно, на своем примере. Не говорите: «Ты ничего не понимаешь, мал ещё». Попросите его объяснить свою точку зрения.
4. Ведение хозяйства. Подросток тоже член семьи, поэтому он должен выполнять часть обязанностей по дому. До 13 лет ребёнку следует знать, как включать стиральную машину, убирать вещи и посуду после себя, а также мыть за собой чашку. Неплохо научить ребёнка готовить основные блюда для себя и членов семьи. Конечно, всё должно выполняться вместе с родителями. Только примером и конкретными действиями вы сможете развить в малыше чувство ответственности. Иногда мамам легче отложить обучение домашнему хозяйству на потом, так как им проще и быстрее всё сделать самим. Но всё-таки стоит позволять ребёнку помогать вам.
5. Несение ответственности. Лучший способ научить ребёнка ответственности – завести домашнее животное. Ваше чадо скажет вам о таком желании. При этом нужно поговорить с ним и рассказать, что зверек – не игрушка, за ним нужно смотреть: убирать, гулять, кормить. Первое время без родительской помощи, контроля и советов чаду не обойтись. Поэтому, приобретя животное, не говорите ребёнку: «Ты хотел – мы приобрели, поэтому занимайся, а то вышвырнем на улицу или отдадим». Таким способом вы только прививаете ребёнку безразличие к братьям нашим меньшим. Ни к чему хорошему это не приводит. Ответственность должна воспитываться на позитивных моментах. Если у вас в семье есть ещё маленькие дети, можете просить подростка присматривать за ними. Только не на постоянной основе.
6. Умение обращаться с деньгами. Мало детей умеют правильно распоряжаться деньгами. В этом вина родителей, а также бабушек и дедушек, которые любят баловать своего внука или внучку. Ребёнок получает деньги и тратит их на что угодно. Поэтому нужно объяснить ему, что деньги зарабатываются нелегко и применять их нужно с умом. А также часть можно откладывать для более серьезной покупки. Подарите ребёнку копилку, пусть часть своих денег откладывает на покупку чего-то более серьезного. Может, он и не соберет всю сумму, но главное – процесс. Когда копилка будет полна, достаньте из нее средства и пересчитайте. Не хватает – тогда можете доложить.

Журнал «Школа современных родителей», № 2, 2020 год

Муниципальное образовательное учреждение" Путятинская средняя общеобразовательная школа"
муниципального образования - Путятинский муниципальный район Рязанской области
391480 Рязанская область, Путятинский район, с. Путятино, ул. Ворошилова, д. 41
время работы: пн-пт 8:00-16:15
Посмотреть местонахождение на карте
8 (49146) 2-11-95
www.schoolput.ru putiatino@mail.ru
Логотип
© 2011-2022 гг.
В верх страницы
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]